Концепция экспериментальной деятельности ГОУ СОШ № 797

по формированию модели оценки качества образования в Москве.

 

Системы обеспечения и развития качества образования в развитых странах в настоящее время являются центральным элементом политики в области образования. Предпринимаются активные попытки соотнести результаты функционирования национальных образовательных систем с запросами общества (государства, профессиональных сообществ, налогоплательщиков, работодателей, родителей, учащихся).

Оценка качества образования является неотъемлемой частью гарантии качества. Строгим правилом в Концепции Всеобщего управления качеством является принятие любых управленческих решений исключительно на основе анализа и оценки фактов, а не на основе интуиции и опыта руководителя. Как показывает практика, до 90% всех программ улучшений терпят крах из-за ошибочного представления руководителей о состоянии дел в организации и во внешней среде из-за неверной оценки ситуации из-за неправильного выбора объекта оценки и анализа, неразличения  факта и мнения.

Создание общероссийской системы оценки качества образования, включающей ее региональные системы, является одним из приоритетных направлений деятельности правительства РФ:

Обеспечение качества образования связано и с разрешением других важных проблем образования и оценки его качества:

 

Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи, поскольку не в полной мере направлена на оценку востребованных современным обществом образовательных результатов выпускников, инновационной практики образовательных учреждений.

 

Цель эксперимента: Разработка на единой концептуально-методологической основе модели оценки качества общего образования, включающей уровень Системы оценки качества образования образовательного учреждения (СОКО ОУ), ОкрСОКО (окружной уровень), встраивающейся в уровень Системы оценки качества образования г. Москвы (СОКОМ).

 

Задачи:

  1. Разработка концептуальной модели оценки качества образования на уровне ОУ, округа и города (в части инвариантной составляющей с округом).
  2. Создание регламента проведения контрольно-измерительных мероприятий на всех уровнях.
  3. Создание системы формирования унифицированных диагностических материалов.
  4. Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по видам и ступеням образования на уровнях ОкрСОКО и СОКО ОУ:

Проблема обеспечения качества обучения и учения заключается в том, как через оценку качества образования влиять на использование учителем наиболее эффективных способов организации учения учащихся для получения востребованных обществом образовательных результатов.

Современное развитие общества требует новых образовательных результатов выпускников и нового подхода к их оценке. Успеваемость уже не является главным критерием качества образования. Оно определяется способностью выпускника к социальному действию, к использованию знаний и инноваций, т.е. компетентностью. Повышается внимание к оценке уровня воспитания и здоровья подрастающего поколения.

Такой подход к качеству образования зафиксирован в проекте новых Федеральных государственных образовательных стандартов, которые фиксируют комплексный подход к оценке качества образования и определяют 3 структурных элемента качества образования:

          образовательные результаты учащихся;

          условия;

          реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя и др.,

а также 3 компонента образовательных результатов учащихся:

          предметные ЗУНы;

          надпредметные результаты (базовые, ключевые компетентности, универсальные умения;

          социализация (как способность применять полученные знания в реальных ситуациях и как система ценностей, интересов учащихся).

Однако новый подход к определению образовательных результатов и качества образования в целом потребует иных подходов к их оценке

 

 Объект исследования: система оценки качества образования в ГОУ СОШ № 797

Изучаются:

- образовательные результаты учащихся

- условия для достижения этих результатов

- каким образом реализуется образовательный процесс (образовательные программы, качество деятельности учителя, программа дополнительного образования, создание комфортной обучающей среды для учителя и ученика)

- формирование предметных знаний, умений и навыков

- формирование базовых, ключевых компетентностей учащихся, универсальных умений;

- способность применять полученные знания в реальной ситуации;

- влияние семьи

- влияние социума.

Ожидаемые позитивные изменения:

-повышение качества знаний учащихся;

-получение новых педагогических знаний об управлении качеством  и эффективностью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;

-повышение мотивации учащихся к получению новых знаний

-разработка пакета заданий для формирования ключевых компетентностей учащихся, универсальных умений и навыков учащихся;

-разработка  методик по определению уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, универсальных умений и навыков учащихся;

- повышение мотивации педагогов к использованию новых педагогических технологий в образовательном процессе;

- создание более комфортной образовательной среды для учащихся и педагогов;

- создание информационной системы мониторинга качества образовательного процесса, обеспечивающая оперативной информацией администрацию и педагогический коллектив ОУ.

 

Предмет исследования: система оценки качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которая включает ряд подсистем и базовых элементов.

1. Среди основных подсистем можно указать на информационно-аналитическую подсистему оценки качества образовательного процесса, его условий и результативности.

2. Второй подсистемой является подсистема унифицированных методик диагностики, которые обеспечивают возможность получения всех основных данных по показателям качества образовательного процесса.

   3. Третья подсистема – это подсистема проведения мониторинга качества образовательного процесса. Важной составляющей экспериментального исследования будет являться формирование обоснованных план-графиков проведения мониторинговых исследований, способствующих оптимизации образовательного процесса. 

 

Гипотеза эксперимента: Оценка качества общего образования в образовательном учреждении позволит наиболее точно установить соответствие реального достигаемого качества образования (результатов и условий) требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям, потребностям столичного мегаполиса для обеспечения высокого уровня качества образования и удовлетворённости потребителей при следующих условиях:

1.             Полнота модели СОКО ОУ в логике новых Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) и Городской целевой программой развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 г.г.:

o                  наличие всех разделов оценки по видам и ступеням образования: общее, дополнительное образование;

o                  наличие трёх составляющих оценки качества образования: образовательных результатов учащихся, условий и реализации образовательного процесса, включая образовательные программы;

o                  формирование трёхкомпонентной оценки образовательных результатов: предметные ЗУНы, ключевые компетентности, социализация;

o                  наличие трёх уровней оценки образовательных результатов: уровень предметной грамотности (умений применения предметных алгоритмов и способов); уровень предметной компетентности (решения предметных проблемных задач и практических ситуаций на основе применения предметных умений); уровень надпредметной компетентности (уровень решения проблем и практических ситуаций на основе применения ключевых универсальных умений);

2.Наличие групп разработанных показателей качества образования в логике процессного подхода на единых концептуально-методологических основаниях в построении окружного, школьного уровней и уровня СОКОМ (наличие единой информационной базы с возможностью построения рейтинга ОУ);

Дополнение процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов внутренней самооценкой образовательного учреждения в рамках мониторинга образовательного учреждения и общественно-профессионального аудита (оценка деятельности ОУ, включая оценку педагогической деятельности) на основе использования метода формирующей уровневой оценки.

 

Цель эксперимента:  Разработка на единой концептуально-методологической основе модели оценки качества общего образования в которую входит:

1.        Разработка концептуальной модели оценки качества образования на уровне ОУ.

2.        Создание системы формирования унифицированных диагностических материалов.

3.        Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по видам и ступеням образования на уровне образовательного учреждения.

4.        Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по трём составляющим оценки качества образования:

5.        Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов трёхуровневой оценки образовательных результатов в трёхкомпонентной оценке образовательных результатов учащихся (предметные ЗУНы, ключевые компетентности, социализация):

6.        Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов внутришкольной системы управления качеством образования.

7.        Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки педагогической деятельности учителя в школе, включая обучающую деятельность на уроке в логике деятельностно-компетентностного подхода.

      8.   Формирование экспертной компетентности управленческих кадров ОУ.

 

 

Используемые методики, формы организации работы коллектива:

 

·  Традиционные методики оценки качества образования.

·  Квалиметрические, статистические и социологические методы оценки.

·  Диагностические методики по ряду направлений.

·  Использование ИКТ-технологий и методов в оценке качества образования.

·  Теоретический анализ научно-педагогической литературы,  нормативных документов.

·  Наблюдение, анкетирование, тестирование.

·  Количественный и качественный анализ результатов образовательного процесса в школе.

·  Психологическое тестирование.

·  Анализ собственной управленческой деятельности.

 

Предполагаемые результаты:

1 Повышение уровня работы ГОУ

·         Создание концептуальной модели  оценки качества образования на уровне ОУ.

·         Регламент проведения контрольно-измерительных мероприятий на уровне ОУ.

·         Создание модели  СОКО ОУ, встраивающейся в Систему оценки качества образования г.Москвы (СОКОМ) на единой концептуально-методологической основе.

·         Устранение дублирования данных, их неполноты, низкой аналитичности информации, собираемой из разных источников, обеспечение сводимости и сопоставимости данных.

·         Расширение возможностей и содержательного наполнения общественно-профессионального аудита и самоаудита образовательного учреждения на основе формирующей уровневой оценки качества образования. 

·         Влияние оценки качества на всех уровнях на обеспечение и управление качеством образования.

2 Разработка новых методик, шаг преобразования

·           Создание системы формирования унифицированных диагностических материалов.

·           Получение системы критериев, показателей и индикаторов СОКО ОУ, обеспечивающих возможность оперативно получать системную информацию о состоянии качества дошкольного, дополнительного и общего образования на уровне образователь­ного учреждения и округа.

 

·           Вхождение в сетевое информационное взаимодействия структурных элементов СОКОМ (Лабораторий оценки качества образования на уровне округа, образовательных учреждений) на базе Московского регистра качества образования.

 

3 Другие результаты работы

  • Создание комфортной образовательной среды для учащихся и педагогов.
  • Использование новых педагогических технологий в образовательном процессе.
  • Повышение мотивации учащихся к получению новых знаний.
  • Социализация учащихся.

 

Возможные риски эксперимента:   

·     трудозатратность в обработке аналитических материалов педагогических работников, ответственных за сбор, хранение и обработку поступающей информации;

·        возможные перегрузки  участников эксперимента в образовательных учреждениях с большой наполняемостью классов;

·        сложности технического обеспечения;

рост объёма отчетности в случае нескоординированности действий уровней     управления и оценки.