Концепция
экспериментальной деятельности ГОУ СОШ № 797
по формированию модели
оценки качества образования в Москве.
Системы обеспечения и развития качества образования в развитых странах в настоящее время являются центральным элементом политики в области образования. Предпринимаются активные попытки соотнести результаты функционирования национальных образовательных систем с запросами общества (государства, профессиональных сообществ, налогоплательщиков, работодателей, родителей, учащихся).
Оценка качества образования является неотъемлемой частью гарантии качества. Строгим правилом в Концепции Всеобщего управления качеством является принятие любых управленческих решений исключительно на основе анализа и оценки фактов, а не на основе интуиции и опыта руководителя. Как показывает практика, до 90% всех программ улучшений терпят крах из-за ошибочного представления руководителей о состоянии дел в организации и во внешней среде из-за неверной оценки ситуации из-за неправильного выбора объекта оценки и анализа, неразличения факта и мнения.
Создание общероссийской системы оценки качества образования, включающей ее региональные системы, является одним из приоритетных направлений деятельности правительства РФ:
Обеспечение качества образования связано и с разрешением других важных проблем образования и оценки его качества:
Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи, поскольку не в полной мере направлена на оценку востребованных современным обществом образовательных результатов выпускников, инновационной практики образовательных учреждений.
Цель эксперимента: Разработка на единой концептуально-методологической основе модели оценки качества общего образования, включающей уровень Системы оценки качества образования образовательного учреждения (СОКО ОУ), ОкрСОКО (окружной уровень), встраивающейся в уровень Системы оценки качества образования г. Москвы (СОКОМ).
Задачи:
Проблема обеспечения качества обучения и учения заключается в том, как через оценку качества образования влиять на использование учителем наиболее эффективных способов организации учения учащихся для получения востребованных обществом образовательных результатов.
Современное развитие общества требует новых образовательных результатов выпускников и нового подхода к их оценке. Успеваемость уже не является главным критерием качества образования. Оно определяется способностью выпускника к социальному действию, к использованию знаний и инноваций, т.е. компетентностью. Повышается внимание к оценке уровня воспитания и здоровья подрастающего поколения.
Такой подход к качеству образования зафиксирован в проекте новых Федеральных государственных образовательных стандартов, которые фиксируют комплексный подход к оценке качества образования и определяют 3 структурных элемента качества образования:
• образовательные результаты учащихся;
• условия;
• реализацию образовательного процесса, включая образовательные программы, качество деятельности учителя и др.,
а также 3 компонента образовательных результатов учащихся:
• предметные ЗУНы;
• надпредметные результаты (базовые, ключевые компетентности, универсальные умения;
• социализация (как способность применять полученные знания в реальных ситуациях и как система ценностей, интересов учащихся).
Однако новый подход к определению образовательных результатов и качества образования в целом потребует иных подходов к их оценке
Объект исследования: система оценки качества образования в ГОУ СОШ № 797
Изучаются:
- образовательные результаты учащихся
- условия для достижения этих результатов
- каким образом реализуется образовательный процесс (образовательные программы, качество деятельности учителя, программа дополнительного образования, создание комфортной обучающей среды для учителя и ученика)
- формирование предметных знаний, умений и навыков
- формирование базовых, ключевых компетентностей учащихся, универсальных умений;
- способность применять полученные знания в реальной ситуации;
- влияние семьи
- влияние социума.
Ожидаемые позитивные изменения:
-повышение качества знаний учащихся;
-получение новых педагогических знаний об управлении качеством и эффективностью учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении;
-повышение мотивации учащихся к получению новых знаний
-разработка пакета заданий для формирования ключевых компетентностей учащихся, универсальных умений и навыков учащихся;
-разработка методик по определению уровня сформированности ключевых компетентностей учащихся, универсальных умений и навыков учащихся;
- повышение мотивации педагогов к использованию новых педагогических технологий в образовательном процессе;
- создание более комфортной образовательной среды для учащихся и педагогов;
- создание информационной системы мониторинга качества образовательного процесса, обеспечивающая оперативной информацией администрацию и педагогический коллектив ОУ.
Предмет
исследования: система оценки
качества образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, которая
включает ряд подсистем и базовых элементов.
1. Среди основных подсистем можно указать на информационно-аналитическую
подсистему оценки качества образовательного процесса, его условий и
результативности.
2. Второй подсистемой является подсистема
унифицированных методик диагностики, которые обеспечивают возможность
получения всех основных данных по показателям качества образовательного
процесса.
3. Третья подсистема – это подсистема проведения мониторинга качества
образовательного процесса. Важной составляющей экспериментального
исследования будет являться формирование обоснованных план-графиков
проведения мониторинговых исследований, способствующих оптимизации
образовательного процесса.
Гипотеза эксперимента: Оценка качества общего образования в образовательном учреждении позволит наиболее точно установить соответствие реального достигаемого качества образования (результатов и условий) требованиям государства, социальным и личностным ожиданиям, потребностям столичного мегаполиса для обеспечения высокого уровня качества образования и удовлетворённости потребителей при следующих условиях:
1.
Полнота модели
СОКО ОУ в логике новых Федеральных государственных образовательных стандартов
(далее - ФГОС) и Городской целевой программой развития образования «Столичное
образование-5» на 2009-
o наличие всех разделов оценки по видам и ступеням образования: общее, дополнительное образование;
o наличие трёх составляющих оценки качества образования: образовательных результатов учащихся, условий и реализации образовательного процесса, включая образовательные программы;
o формирование трёхкомпонентной оценки образовательных результатов: предметные ЗУНы, ключевые компетентности, социализация;
o наличие трёх уровней оценки образовательных результатов: уровень предметной грамотности (умений применения предметных алгоритмов и способов); уровень предметной компетентности (решения предметных проблемных задач и практических ситуаций на основе применения предметных умений); уровень надпредметной компетентности (уровень решения проблем и практических ситуаций на основе применения ключевых универсальных умений);
2.Наличие групп разработанных показателей качества образования в логике процессного подхода на единых концептуально-методологических основаниях в построении окружного, школьного уровней и уровня СОКОМ (наличие единой информационной базы с возможностью построения рейтинга ОУ);
Дополнение
процедур внешнего контроля качества образовательного процесса и его результатов
внутренней самооценкой образовательного учреждения в рамках мониторинга
образовательного учреждения и общественно-профессионального аудита (оценка
деятельности ОУ, включая оценку педагогической деятельности) на основе использования
метода формирующей уровневой оценки.
Цель эксперимента: Разработка на единой концептуально-методологической основе модели оценки качества общего образования в которую входит:
1. Разработка концептуальной модели оценки качества образования на уровне ОУ.
2. Создание системы формирования унифицированных диагностических материалов.
3. Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по видам и ступеням образования на уровне образовательного учреждения.
4. Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки качества образования по трём составляющим оценки качества образования:
5. Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов трёхуровневой оценки образовательных результатов в трёхкомпонентной оценке образовательных результатов учащихся (предметные ЗУНы, ключевые компетентности, социализация):
6. Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов внутришкольной системы управления качеством образования.
7. Разработка и формирование системы критериев, аналитических показателей и индикаторов оценки педагогической деятельности учителя в школе, включая обучающую деятельность на уроке в логике деятельностно-компетентностного подхода.
8. Формирование экспертной компетентности управленческих кадров ОУ.
Используемые
методики, формы организации работы коллектива:
· Традиционные методики оценки качества образования.
· Квалиметрические, статистические и социологические методы оценки.
· Диагностические методики по ряду направлений.
· Использование ИКТ-технологий и методов в оценке качества образования.
· Теоретический анализ научно-педагогической литературы, нормативных документов.
· Наблюдение, анкетирование, тестирование.
· Количественный и качественный анализ результатов образовательного процесса в школе.
· Психологическое тестирование.
· Анализ собственной управленческой деятельности.
Предполагаемые результаты:
1 Повышение уровня работы ГОУ |
· Создание концептуальной модели оценки качества образования на уровне ОУ. · Регламент проведения контрольно-измерительных мероприятий на уровне ОУ. · Создание модели СОКО ОУ, встраивающейся в Систему оценки качества образования г.Москвы (СОКОМ) на единой концептуально-методологической основе. · Устранение дублирования данных, их неполноты, низкой аналитичности информации, собираемой из разных источников, обеспечение сводимости и сопоставимости данных. · Расширение возможностей и содержательного наполнения общественно-профессионального аудита и самоаудита образовательного учреждения на основе формирующей уровневой оценки качества образования. · Влияние оценки качества на всех уровнях на обеспечение и управление качеством образования. |
2 Разработка новых методик, шаг преобразования |
· Создание системы формирования унифицированных диагностических материалов. · Получение системы критериев, показателей и индикаторов СОКО ОУ, обеспечивающих возможность оперативно получать системную информацию о состоянии качества дошкольного, дополнительного и общего образования на уровне образовательного учреждения и округа. · Вхождение в сетевое информационное взаимодействия структурных элементов СОКОМ (Лабораторий оценки качества образования на уровне округа, образовательных учреждений) на базе Московского регистра качества образования. |
3 Другие результаты работы |
Возможные риски эксперимента: · трудозатратность в обработке аналитических материалов педагогических работников, ответственных за сбор, хранение и обработку поступающей информации; · возможные перегрузки участников эксперимента в образовательных учреждениях с большой наполняемостью классов; · сложности технического обеспечения; рост объёма отчетности в случае нескоординированности
действий уровней управления и
оценки. |